Статья 28114

Название статьи

               ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЭВРИСТИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ                                 В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

Авторы

Влазнев Алексей Иванович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей физики и методики обучения физике, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), of@pnzgu.ru 

Индекс УДК

378 

Аннотация

Актуальность и цели. Ускорение научно-технического прогресса и радикальные изменения в социальной, экономической и культурной сферах общества актуализировали потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, способных обеспечить обновление всех сторон общественного бытия, готовых к опережающей созидательной деятельности, умеющих принимать нестандартные профессиональные и жизненные решения. Цель работы – выявить условия, способствующие успешному обучению студентов эвристическим приемам решения творческих задач в условиях модернизации образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных целям работы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы. При проведении экспериментальной части работы использовался метод многофакторного анализа, который позволил выявить условия, способствующие обучению студентов эвристическим приемам решения творческих задач.
Результаты. Анализ литературных источников позволил выявить свыше 20 «подозреваемых» факторов, влияющих на обучение студентов эвристическим приемам решения творческих задач, а дальнейшая статистическая обработка – четыре наиболее значимых фактора: знание законов природы, мотивация к поиску, заинтересованность преподавателя, способность к самообразованию.
Выводы. Изучение вопроса обучения студентов эвристическим приемам решения творческих задач позволяет: уяснить взаимосвязь творчества с эвристической деятельностью, направленной на получение новой и преобразование существующей информации, определить новые направления в дальнейшем изучении научной проблемы. 

Ключевые слова

эвристика, эвристические приемы, творческие задачи, факторы, факторный анализ. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Зеер, Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. – 2007. – № 4. – С. 9–10.
2. Пахомов, Н. Н. Технологический вызов – новая революция в образовании? / Н. Н. Пахомов, Ю. Г. Татур // Вестник высшей школы. – 1998. – № 1. – С. 13–23.
3. Чернильский, Д. В. Конкурентноспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов // Специалист. – 1997. – № 1. – С. 51–64.
4. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. – М. : Сов. радио, 1979. – 184 с.
5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 1998. – Кн. 2. – 320 с.
6. Кулюткин, Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. – М. : Педагогика, 1970. – 232 с.
7. Соколов, В. Н. Педагогическая эвристика: введение в теорию и методику эвристической деятельности / В. Н. Соколов. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 225 с.
8. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.:Педагогика,1981.–185 с.
9. Эсаулов, А. Ф. Психология решения задач / А. Ф. Эсаулов. – М. : Высш. шк., 1972. – 216 с.
10. Фридман, Л. М. Методика обучения решению математических задач / Л. М. Фридман // Математика в школе. – 1991. – № 5. – С. 59–60.
11. Зыбина, Т. Ю. Технология обучения курсантов эвристическим приемам решения творческих задач : автореф. дис. … канд. пед. наук / Зыбина Т. Ю. – Саратов, 2006. – 21 с.
12. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: Инновационный аспект / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2013. – № 1. – С. 140–149.
13. Налимов, В. В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов / В. В. Налимов, Н. А. Чернова. – М. : Наука, 1965. – 325 с. 

 

Дата создания: 13.10.2014 15:38
Дата обновления: 13.10.2014 15:38